Производство дизельного топлива в России в 2013 году составило почти 72 млн тонн. В предыдущие годы ни роста, ни падения объемов производства не наблюдалось.
Однако с завершением этапа модернизации НПЗ по улучшению качества продукции (переходу к стандарту Евро 5) нефтяные компании начинают процесс увеличения глубины нефтепереработки,
что приведет к повышению выхода светлых нефтепродуктов. Таким образом, в ближайшие годы производство дизтоплива должно пойти в рост. И это не учитывая объявленные
проекты строительства новых нефтеперерабатывающих заводов.
В отличие от бензинов, которых в стране производится примерно столько же, сколько и потребляется, производство солярки избыточно. Поэтому более половины
произведенного дизельного топлива (37 млн тн) направляется на экспорт. Это приносит стране $27 млрд., что в полтора раза больше выручки от экспорта природного газа!
Цифры сами говорят о значении нефтепереработки в наполнении бюджета страны.
Оставшаяся после экспорта доля предназначается для рынка дизтоплива Российской Федерации. Большую часть вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи)
реализовывают через собственные сбытовые структуры и свои сети АЗС. Примерно 5-7% произведенного дизеля ВИНКи продают на бирже крупнооптовым покупателям. А последние транспортируют
дизельное топливо до рынков сбыта и реализовывают его промышленным предприятиям, независимым АЗС и другим потребителям солярки.
Рынок дизельного топлива носит ярко выраженный региональный характер. Это связано с тем, что поставки дизтоплива потребителям осуществляются автомобильным
транспортом, и на большие расстояния они становятся экономически неэффективными. Поэтому регионы формируются по местонахождению нефтеперерабатывающих заводов
и нефтехранилищ,
на которых имеется возможность осуществлять перевалку и хранение крупных партий нефтепродуктов.
Крупнейшим региональным рынком является московский – рынок Москвы и Московской области. Дизельное топливо для него, помимо Московского НПЗ, производят в Ярославле, Рязани, Нижнем Новгороде.
На нефтебазах Московской области можно найти дизель из Татарстана, Башкирии, Самары, Саратова и даже Белоруссии. В регионе насчитываются десятки нефтебаз, сотни оптовых продавцов топлива.
|