Торговое, или трейдинговое, звено рынка
дизельного топлива России представлено крупнооптовыми трейдерами и мелкооптовыми поставщиками дизельного топлива. Несмотря на кажущееся сходство их
операционной деятельности, различие их не только в размере торгуемых партий.
Трейдеры крупного опта – это компании, закупающие крупные партии дизельного топлива на бирже СПбМТСБ или непосредственно у производителей топлива. Обычно минимальной партией считается железнодорожная цистерна массой
60 тонн, что эквивалентно 1,8-2,0 млн рублей в ценах 2013-2014 годов. При сроках поставки от 1 месяца у трейдера должно быть закуплено
несколько партий товара, чтобы иметь возможность торговать соляркой, которая уже находится в регионе на нефтебазе, а не отсутствующим еще
товаром. Таким образом, оптовики должны обладать существенными оборотными денежными средствами.
Второе отличительное свойство крупнооптовых трейдеров – они зачастую не видят и не чувствуют сам товар. Для них дизельное
топливо – это нечто абстрактное, прописанное в контракте, имеющее название и цену покупки. Если в контракте заменить солярку мазутом или
бензином по соответствующей цене, то трейдеру будет, в общем-то, все равно. Товар будет отгружен с базиса поставки, нанятая транспортная компания
перевезет его в пункт доставки, нефтебаза осуществит перевалку нефтепродуктов, а затем покупатели своим транспортом заберут топливо мелкооптовыми партиями.
Участие представителя трейдера в этом процессе необходимо больше для документарного оформления передачи прав на товар. Как результат –
отсутствие у трейдинговой компании производственной базы, основных средств в части производства.
Трейдинговые функции рынка дизтоплива
могут выполнять независимые трейдеры или специальные структуры вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Как правило, трейдинговые
компании ВИНКов продают только «свое» топливо, т.е. топливо, произведенное на НПЗ, принадлежащем данной нефтяной компании, и по ценам, которые спускают сверху. Они не
столь гибки в рыночных условиях, зато у них почти всегда есть товар.
Независимые трейдеры ориентируются, в первую очередь, на цену дизеля, а не на его марку или производителя. Если в 90-е и
2000-е годы необходимым условием существования крупнооптовой трейдинговой компании были связи на НПЗ, без которых невозможно было получить
«ресурс», то в 2010-е многие независимые трейдеры перекочевали на Санкт-Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу. Именно там
они закупают основные объемы дизельного топлива, которые затем попадают на региональные рынки для последующих продаж.
Некоторые трейдеры пытаются совмещать торговлю крупным оптом с мелкооптовыми поставками. Но, как правило, их цены в мелком опте не выдерживают
конкуренции со специализирующимися на таких поставках компаниями.
|
|
 | |
|