Цена на дизтопливо автоналивом (базис - МНПЗ) в руб./тн с 2011 года
Нюансы построения графика мелкооптовых цен Газпром нефти на дизельное топливо при отгрузках с Московского НПЗ детально описан на
посвященной этому вопросу странице. На самом графике четко выражена повышательная тенденция, которая не является чем-то удивительным
ввиду общего роста цен в России. Небольшие (и даже большие) локальные спады не ломают общую картину. Рост рублевых цен был, есть и
продолжится в будущем. Вопрос только в том, насколько он адекватен: вызван ли он действительно экономическими причинами или является
следствием недобросовестных действий нефтяных корпораций на неконкурентном (точнее, олигополистическом) рынке. Для этого перейдем к
следующим графикам.
Цена на дизельное топливо на МНПЗ в долларах за тонну
На данном графике представлены те же самые цены на дизтопливо, что и на предыдущем, только выраженные в долларах по курсу Центрального
банка России на дату прайс-листа Газпром нефти. На первый взгляд, валютные цены дизельного топлива в 2017 году ниже цен даже 2011 года!
Однако, нужно отметить, что несмотря на почти двукратный рост курса доллара к рублю, дизельное топливо в долларах упало в цене совсем не
в два раза. Более того, если внимательнее рассмотреть график, то можно увидеть три основных периода: ползучее повышение в 2011-2013 годах,
резкое падение в период кризиса 2014-2015 и ускоряющийся рост в 2016-2017 годах. Даже в период стабильного курса доллара в 2011-2013 годах
валютная стоимость солярки выросла с 800 до 1100 долларов за тонну, так что оправдания ВИНКов в том, что они лишь
приводят цены в рублях к паритету с предыдущей валютной стоимостью, - не более, чем очередное лукавство доморощенных монополистов.
Следующий график демострирует этот тезис еще более наглядно.
Отношение долларовой цены на дизтопливо (МНПЗ) к стоимости нефти на мировых рынках
Общеизвестный факт, что сырьем для дизельного топлива служит нефть. Поэтому лучше всего сравнить долларовые цены на дизтопливо с
мировыми ценами на нефть. Именно это отношение (цена тонны солярки к цене тонны нефти) и отображено на последнем графике. Нефтяные
котировки (в долларах за баррель) взяты с сайта Investing.com, а затем путем деления на коэффициент 0,1364 приведены к цене за
тонну.
На получившемся графике хорошо видно, что за исключением короткого периода в 2011 году, когда долларовая стоимость тонны дизтоплива
бывала и ниже стоимости тонны нефти (было же время, когда существовали внутренние цены на сырую нефть!), до 2015 года наценка производителей дизтоплива не превышала 10-30% от стоимости нефти. Однако в 2015 году она начала бурно расти,
достигла 90% (!!!) и к концу 2017 года держится недалеко от этого значения. Теперь становится понятно, как вертикально-интегрированные
компании переживают кризис на нефтяном рынке. При падении нефтяных котировок в два раза по сравнению с докризисным периодом
производственная наценка на продукты нефтепереработки выросла в полтора раза.
Безусловно, подобного не могло произойти, будь рынок продавцов дизельного топлива конкурентным. Но мы имеем, по сути, двух-трех основных
поставщиков из числа ВИНК на каждом региональном рынке России. Фактическая олигополия слабо контролируется государственными антимонопольными структурами, что
приводит к опережающему росту цен на нефтепродукты в общем и моторные топлива в частности. В результате именно цены на дизельное топливо
своим ростом вносят существенный вклад в инфляцию, разгоняя потребительские цены. А вовсе не наоборот, как об этом заявляют нефтяные
короли и поддерживающая их Федеральная антимонопольная служба.
| |
| |
|