Техническая организация предприятия
Поступающая нефть проходит атмосферно-вакуумную перегонку, после чего сырье распределяется на дальнейшие процессы перегонки. Одна часть непосредственно после перегонки (прямогонный
бензин) отправляется на экспорт. Другая после этапа гидроочистки уже является топливом для реактивных двигателей и дизелем
класса Евро-5 (серая ветвь). Производство автомобильного
бензина происходит одновременно по двум процессам: каталитический крекинг (красная ветвь) и каталитический реформинг (желтая ветвь). После этого полученный бензин смешивается
определенным образом и сортируется по видам.
Схема процесса переработки нефти на МНПЗ
Процессы переработки и очистки нефти происходят в специальных установках, которые находятся в производственных помещениях. Контрольная информация о процессах отображается на
мониторах операторов. Каждые два часа оператор лично проверяет работоспособность вверенных ему приборов.
Резервуарный парк НПЗ включает в себя несколько основных сырьевых нефтехранилищ большого объема и дополнительных (резервных), объемом чуть меньше. Поступающая на завод по
нефтепроводам нефть хранится в сырьевых резервуарах, где она смешивается и отстаивается. В остальных резервуарах находятся полукомпоненты и товарная продукция.
Итак, поступившая на МНПЗ нефть отстаивается в резервуарах, смешивается и усредняется. Далее "черное золото" поступает в установку первичной подготовки нефти для обессоливания
и обезвоживания. Это необходимо для устранения содержащихся в нефти реагентов, солей и воды, вызывающих коррозию. Обессоливание и обезвоживание происходит по методу
электрического разрушения водо-нефтяных эмульсий. Главным элементом технологической электрообезвоживающей и электрообессоливающей установки (ЭЛОУ) является электродегидратор,
в котором эмульсия разрушается под действием электрического поля напряженностью 1–3 кВ/см, создаваемом между двумя сетчатыми электродами.
Далее нефть поступает на блок атмосферно-вакуумной перегонки, в котором ее подогревают при атмосферном давлении в ректификационных колоннах и разделяют на фракции. После
прохождения блока первичной переработки на выходе получаются бензин, дизель, газ и другие компоненты. В результате нагрева выделяются светлые нефтяные компоненты, которые
пригодны для производства дизельного топлива. Светлые виды имеют наибольшую ценность, поэтому обработанную нефть подвергают повторной перегонке, с целью выделить оставшиеся
в ней ценные продукты.
После первичной переработки часть фракций отправляется на установку каталитического риформинга. Эта установка на предварительном этапе чистит будущий бензин. Делается это
с целью подготовить состав для введения катализатора, чтобы избежать его загрязнения увеличить срок службы. Катализатор необходим для изменения химического состава нефти и
регулирования значения октанового числа. На выходе установки каталитического риформинга получаются бензиновые фракции для будущих марок АИ-92 и АИ-95.
Другая часть продуктов на выходе из первичной переработки нефти отправляется на установку каталитического крекинга. В процессе обработки этого блока тяжёлая нефть расщепляется
и получаются дополнительно газовые фракции бензина и дизтоплива. Другими словами, одновременно на двух разных установках завода проистекают химические процессы вторичной нефтепереработки.
В обоих случаях выделяются фракции: бензин, дизель и газ. Но риформинг нацелен на получение нужного октанового числа, а крекинг – на очистку от серы и других примесей.
Выделенные установками виды бензина и еще несколько компонентов смешивают в определенных пропорциях для получения конечного продукта – автобензина. Весь процесс переработки
нефть-бензин на МНПЗ по времени занимает около 6 часов, но с учетом организационных и профилактических работ получается около суток.
На сегодняшний день из одной тонны нефти лишь 72% превращается в ценные нефтепродукты, оставшиеся 28% классифицируются как мазут. Причем из полученных продуктов 30% —дизель,
24% — автомобильный бензин, 11% — авиационное топливо, 7% — газ.
Схема изготовления дизельного топлива
|